Если энофилу и любителю портвейнов сказать Quinta do Noval, в его воображении сразу возникнет винтажный портвейн, а наиболее продвинутые конечно произнесут со вздохом Noval Nacional. А меж тем, кинта делает серьезнейшую ставку и на колейты тоже.
На недавней вертикальной дегустации на ежегодном Porto Extravaganza в Синтре, президент AXA Millesimés Кристиан Сили рассказывал, как он после приобретения Quinta do Noval в 1993 открыл для себя этот стиль. «Сколько ночей я провел, медитируя под колейту 1964… поэтому ее так мало осталось» – шутит Кристиан.
И, начиная с 1995 они всерьез взялись за колейты. Каждый год оставлют 3% вин в бочках с выдержкой на будущее. Причем, на Quinta do Noval колейты, как и витнажные портвейны проходят через лагар, ибо экстракция и здесь важна: будущей колейте нужна структура и концентрация, чтобы осилить годы и десятилетия выдержки. Несмотря на то, что эта категория портвейна должна выдерживаться минимум 7 лет, на Quinta do Noval колейты бутилируются только спустя 12-14 лет с года сбора урожая. Самая «новая» колейта на рынке у них сейчас 2009 года.
На всякий случай, для тех, кто не знает: колейта это портвейн стиля тони, т.е. он живет в бочке. На них всегда указывается год урожая. А вот бутилируют их по мере необходимости, а не сразу весь объем. То, что осталось продолжает стареть в бочках. Так, например колейта 2000 года, при розливе в 2012 будет отличаться от розлива в 2022 году. Дата бутилирования присутствует на контрэтикетке. Надо брать с наиболее недавней датой бутилирования и хранить ее для будущих поколений нет смысла (это можно делать с винтажными портвейнами).
В вертикальной дегустации колейт очень интересно наблюдать, как изменяются с возрастом их цвет (когда рубиновые отблески в центре исчезают и постепенно появляются зеленоватые отливы по краям), ароматика, вкус, насыщенность, комплексность, проявляется глубина и протяженность.
2009 – цвет кирпично-янтарный с рубиновыми проблесками в центре. Аромат яркий, напоминает чернослив, курагу, финики и высушенную вишню, все это сдобрено корицей. Вполне себе в теле и еще ощутимы танины, хотя их напряженность снята бочкой. 18/20
2007 – чуть более кирпичный оттенок. В аромате экзотическое дерево, черный перец и другие специи, финики. Мягче, круглее, объемнее с элегантным послевкусием. 18/20
2005 – хотя финики, курага и изюм довольно отчетливы, красные ягоды еще не все превратились в сухофрукты. Молочный шоколад, специи, кожа. Менее объемный, но более свежий. 17,5/20
2003 (очень жаркий год) – Финики, изюм и корица на первом плане, дополненные нотами табака для трубки, мускатного ореха. Строгое, объемное и структурное, щедрое в подаче. 17,5/20
2000 – здесь уже начинает ощущаться сложность, приобретенная с годами, аромат уходит в глубину. Курага и карамель, пекан и табак, мускатный орех и карри, первые вестники винагринью, очень в тему. Он овладевает вкусом, обволакивает, впитывается. 18,5/20
1997 – помимо кураги и изюма появляются вкрадчивые цитрусовые тона, лимонный курд, лайм. Довольно сбитая структура и чувствуется внутренняя сила, при этом менее обволакивающий, но более свежий, чем 1997 и очень интенсивный. 18/20
1995 – снова экзотичное дерево, табак, сосны, кора, добавить сюда апельсиновую корку, кардамон и карри. Округлое и длящееся, отличная концентрация и прекрасная свежесть начинающего стареть порто. 18/20
1976 – цвета темного янтаря. Сухофрукты в ассортименте выступают фоном, на котором проявляются фисташки, грецкий орех, табак, черный перец, кедровые орешки, сушеные грибы и чудесно вписавшийся винагринью*. Глицериновая текстура, всеобъемлющее присутствие. 18,5/20
1971 – темный янтарь с зеленоватыми нюансами по краям. Глубокий аромат, оторваться невозможно, хочется нанести на запястья и за мочки ушей. Комплексное и сложное, выдает экзотичное дерево, ладан, смолы, кедр и винагринью. Потрясающая концентрация и текстура. 19/20
1968 – дымные ноты, тосты, легкий налет ржавчины, кленовый сироп, меласса, кофе, специи, винагринью. Мощный, объемный, длительный в послевкусии. 17,5/20
1964 – четкие зеленоватые края. В многомерном аромате хвоя, дерево, специи, сушеные фиги и винагринью. Элегантное в своей щедрости,гармоничное и глубокое с длящимся апогеем. Понимаю, почему Кристиан Сили под него медитировал. 19/20
1937 – это дзен. Можно бесконечно перечислять нюансы аромата и вкуса: они меняются, перестраиваются, но не уходят. Это экзотические деревья, сиропы из трав, кленовый сироп, экстрагон, цитрусовые корки, меласса, кофе, бальзамные тона, и конечно же винагринью. После него к другим лучше не возвращаться, покажутся размытыми и расслабленными. 19,5/20
*винагринью – ласковое португальское слово для обозначения повышающейся летучей кислотности при длительной выдержке в бочке. Она в этом случае не выпирает, очень хорошо вписывается в сенсориальную матрицу вина и, скорее является неким связующим звеном, чем недостатком. Скажу более, старый портвейн без винагринью, это как дом без окон.