Третий год подряд классический винтаж! – разразились этим летом различные, в том числе известные издания, блогеры и просто интересующиеся. Причем на русском, английском и даже португальском языках. А теперь я расскажу, почему это не так.
Ни что так не сбивает с толку, как словосочетание “declared year”. Оно создаёт идею, что какая-то сила из вне на официальном уровне объявляет участникам рынка, будет ли у нас этот год считаться винтажным или нет, исходя из погодных условий оного. Ага, раз год винтажный, давайте быстренько все декларировать. А если нет, то не декларируем? Некоторые и вообще думают, что “официальный винтаж (!) выпускается не каждый год, а имеет право (!) выпускаться только по общему согласованию домов” – цитата из обсуждения данной темы в одном из постов в фейсбуке.
На самом деле, каждый производитель решает для себя, винтажный у него был год или нет. И насколько винтажный. Именно производитель декларирует винтаж, а не кто-то из вне дает ему на это разрешение. Правда, Институт Вин Дору и Порту должен подтвердить, что образец соответствует качеству и характеристикам, ожидаемым от винтажного портвейна, но он выполняет контролирующую функцию, не вмешиваясь в дела домов на коммерческом уровне. И к стати сказать, понятия классический/неклассический для ИВДП не существует. Дегустационная палата одобрила, значит соответствует заявленной категории, а уж какие еще цацки винтажу припишут производители их не волнует.
Возможно, кого-то удивит, но винтажные портвейны декларируются каждый год. Даже безнадежный 2014 выдал 13 штук, хотя крупные и именитые дома предпочли воздержаться.
Так в чем же отличие реально офигительного года, называемого внутри рынка классическим, от хорошего, но неклассического?
Классический год подразумевает исключительные условия в целом по региону, давшие возможность сделать винтажный портвейн исключительного качества практически в любой его точке. Тогда именитые дома делают суперассамбляж из вин нескольких своих кинт (не забываем, что это происходит приблизительно через полтора года после сбора урожая). Можно сказать, что это уравнение решается как 2 + 2 = 5.
К примеру, винтажный Graham’s 2016 состял из вин четырех кинт, в следующих соотношениях: Quinta dos Malvedos 41%, Quinta do Tua 25%, Quinta do Vale de Malhadas 18% e Quinta da Vila Velha 16%. То же подход и к винтажным Dow’s e Warre’s (каждый из них по сути бленд четырех кинт).
Неклассические года, будучи в целом неплохими, характеризуются большей локальностью, когда невозможно показать общее качество региона, но можно получить великолепные портвейны на отдельных участках. Супербленд отменяется и декларируется винтаж с отдельной кинты (в меньшем количестве, разумеется и по цене на 20-40% ниже). Уравнение решается как 1 + 3 = 3, уж лучше тогда оставить винтаж того хозяйства, где получился лучший результат.
Taylor’s в классические года декларирует винтажный портвейн фул хауз, являющийся суперблендом из трех кинт (Quinta de Vargellas, Quinta da Terra Feita и Quinta do Junco). В неклассические годы может задекларировать винтаж сингл кинта для первых двух кинт, а в совсем плохие – ничего.
У Fonseca немного другой подход к классике. В идеальные, то бишь классические, года они выпускают портвейн под именем дома – просто Fonseca Vintage Port, а в менее удачные года это Fonseca Guimaraens Vintage Port. В обоих случаях портвейн делается из винограда с тех же самых трех кинт, просто получается разный по мощности и характеру. А иногда еще и декларируют сингл кинта Quinta do Panascal.
А вот Quinta do Noval, принадлежащая французской AXA Millésimes, не играет в английские игры с классическими годами, декларируя свой винтажный портвейн, когда считают нужным, а именно каждый год, начиная с 2011 (да-да, даже в ужасном 2014). Vintage Noval Nacional, правда, уже бывает не каждый год, но декларируется без привязки к винтажу Quinta do Noval e классическим годам (хотя в большей или меньшей степени с ними коррелирует).
Винтажный портвейн симингтонской Quinta do Vesuvio, по сути своей является сингл кинтой, потому что производится исключительно из собственного винограда кинты. Декларируют винтажный портвейн практически каждый год (с 1989 до 2018 были пропущены всего 4 года), а вот по-настоящему в крутые года они еще и декларируют Capela do Quinta do Vesuvio из винограда с лучших участков хозяйства. Этот винтаж был выпущен только в 2007, 2011, 2016 и 2017 годах, (считающимися классическими, к стати сказать).
Помимо всего этого, есть еще такая организация как Братство Портвейна, в которую входят представители всех крупных домов. Так вот в классические года, они декларируют так называемый Vintage da Confraria – бленд из винтажных портвейнов задекларировавших домов – отражение года. Понятно, что в новом тысячилетии это случилось с винтажами 2000, 2003, 2007, 2011, 2016 и 2017. А 2018 остался в пролете.
Откуда шумиха вокруг 2018 года?
Теперь давайте посмотрим что же происходит с 2018 годом. Мне вообще не понятно, откуда такая шумиха вокруг него. Decanter разразился новостью «Port 2018 vintage declared for a rare third consecutive year», Wine Spectator «A Rare Trifecta for Vintage Port», автор SWN, не задумавшись, списал все у соседей и выдал “Винтаж 2018 стал третьим подряд выдающимся для Порто”.
Откуда они все это взяли? Из пресс-релизов, конечно, не делая при этом никакого анализа ситуации.
Так что мы имеем на самом деле?
На одной чаше весов Taylor’s, заявивший, что у них третий подряд классический винтаж. Мол, да, никогда такого не было и тут на тебе.
При этом Fonseca ограничился версией Fonseca Guimaraens, а Croft задекларировал Quinta da Roeda (сингл кинта, то бишь). Это на другой чаше весов от Fladgate Parntership.
Sogrape объявил во всеуслышание, что у них в 2018 году все вообще исключительно круто и выдал три винтажа фул хаус – Ferreira, Sandeman e Offley. Но Феррейре и Сандеману еще надо было отыграться за 2017, где были два винтажа сингл кинта (Quinta do Porto и Quinta do Seixo), а Offley вообще тогда воздержался. Фактически, Сограп стал единственным конгломератом, задекларировавшим три классических винтажа своих домов.
Симингтоны в этом году отказались играть в высшей лиге и задекларировали только сингл кинты, а именно, от Graham’s – Quinta dos Malvedos, от Dow’s – Quinta do Bomfim и Quinta da Senhora da Ribeira, от Warre’s – Quinta da Cavadinha и от Cockburn’s – Quinta dos Canais. Quinta do Vesuvio задекларировала винтаж, но выше я уже писала, что они это делают практически каждый год. Высшего пилотажа в виде Graham’s Stone Terraces Capela da Quinta do Vesuvio в 2018 тоже не случилось. То есть здесь год был ни разу не классический.
Из крупных стоит еще упомянуть что Группа Porto Cruz выпустила винтажи под всеми тремя брендами Cruz, Dalva и Quinta do Ventozelo, но они и так производят винтажные портвейны практически каждый год не взирая на английские традиции.
Quinta do Noval выпустил винтаж 2018, без Nacional на сей раз, Niepoort не посчитал 2018 достаточно хорошим для винтажа, а Ramos Pinto обошелся синглом Quinta do Bom Retiro.
Так что господа, не ведитесь на громкие заголовки, списанные с пресс-релизов того или иного бренда. Никаким третьим подряд супервинтажным годом 2018 не стал. Утверждение что у отдельных домов получились отменные винтажи, являясь достоверным, не подтверждается большинством участников рынка и не является достаточным для индуктивных умозаключений.
Что все это значит для покупателя и энофила?
Если вы любите портвейны стиля тони, то вообще не заморачивайтесь.
Если вы любите-таки винтажные портвейны, то помните, что сингл кинта по отношению к фул хаус (у кого именно такой расклад) будет на 20-40% дешевле. Отличить их можно, если дегустировать одновременно. Если в разное время и в разном контексте, то для большинства разницы не будет и удовольствие вы получите одинаковое. Так что пользуйтесь случаем и покупайте винтажные портвейны по более доступным ценам, если коллекционирование портвейнов не есть смысл вашей жизни.
А здесь можете посмотреть дегустационные заметки для некоторых винтажных портвейнов 2018 года.