Даже если вы не разбираетесь в португальских винах, наверняка пробовали, видели или хотя бы слышали о Mateus rosé. А знаете ли вы историю его мирового успеха?
На всех мероприятиях Sogrape аперитив всегда один — Матеуш. И не потому, что компания хочет сэкономить на приглашённых, а потому что по-настоящему им гордится. И есть за что: это первый и один из немногих глобальных брендов Португалии, известный во всём мире.

Идея сладковатого и слегка игристого розового вина родилась в светлой голове Фернанду Ван Зеллера Гедеша в 1942 году, в Долине Дору. Шла война, продажи портвейна обрушились, и молодой предприниматель решил создать нечто принципиально новое. Делать в Дору не портвейн, а лёгкое столовое вино, да ещё и розовое – это был не просто вызов традициям, а полнейший разрыв шаблонов. Как выяснилось позже, еще и великолепный стратегический ход.
Форму бутылки в виде сплющенного эллипсоида подсказала военная фляга времён Первой мировой войны, одна такая имелась у Фернанду Гедеша дома. В Португалии подобные бутылки называют кантил, в Германии — боксбойтель. Их использовали во Франконии с начала XVIII века, и хотя формат закреплён за несколькими апелласьонами Германии, Италии и Греции, именно португальский Mateus rosé создал устойчивую визуальную ассоциацию.
Для премиальности продукта требовались подходящее название и эффектная этикетка. Собственного шато у только что основанной компании не имелось, и тогда Гедеш обратился к графу из семейства Албукерк, владельцу одного из красивейших дворцов XVIII века в Вила-Реал. Тот согласился, но в обмен на использование названия и вида дворца Матеуш, обязал Sogrape покупать у него виноград по цене на 40% выше практикуемой в Вила Реал. Позднее Sogrape выкупил эти виноградники, окончательно закрыв сделку.

В 1950-х Фернанду Гедеш провёл первую маркетинговую кампанию: отправил всем послам и консулам Португалии по две бутылки Mateus rosé — одну попробовать лично, вторую передать тому, кто мог бы помочь с продвижением бренда. Идея сработала: Mateus стал послом вкуса Португалии. В ту пору прованские розовые считались простым местным вином “на каждый день”, а до мировой “розовой революции” было еще как до Луны. По сути Mateus rosé создалo новую нишу, предвосхитив тренды лет на 30–40 вперёд.


Золотой век Матеуша пришёлся на 60–70-е годы. Пузатая бутылочка засветилась на снимках с такими известными личностями эпохи как Джими Хендрикс, гитарист “Kiss” Эйс Фрейли, фадистка Амалия Родригеш, двадцатилетний Стив Джобс еще до создания Apple, появилась на обложке альбома “Wild Tales” Грэма Нэша. Элтон Джон в “Social Disease” (1973) пел “I get juiced on Mateus and just hang loose”, а астронавт “Аполлона-8” Фрэнк Борман признался, что в полёте вокруг Луны ему не хватало одного – бутылки Mateus. Можно сказать, что на Матеуше выросло целое поколение. Неожиданным инфлюенсером стала даже королева Елизавета II, которая на частном мероприятии в отеле “Савой” попросила подать Mateus rosé. Вина в карте не оказалось – пришлось срочно его покупать и, в итоге, добавить в постоянное меню.

На пике популярности Mateus rosé составлял почти 40% всей винной индустрии Португалии, с объёмами продаж порядка 3,5-4 миллионов ящиков (по 12 бутылок), доступный на рынках более 120 стран.

С конца 80-х популярность розового короля начала понемногу снижаться, но и сейчас из всех винных брендов, которые Sogrape производит или дистрибутирует, на Mateus приходится 12% продаж. Время от времени его имидж подвергается лифтингу: бутылка попрозрачнела и вытянулась, став более элегантной, дворец на этикетке из реалистичного изображения превратился в стилизованный рисунок, а само вино несколько «высохло» и обзавелось полусладким и сухим собратьями, это помимо белого и игристого.
И вот что я вам скажу: сухая версия Матеуша (Бага из Байррады, кстати) очень хороша. А жарким днём на природе, да в мини-бутылочках по 250 мл, да изо льда… И да, пьётся прямо из горлышка. Нет, на фото я не стала конкурировать с Джими Хендриксом или Эйсом Фрейли, но пила именно так.

Ещё несколько фактов о Mateus Rosé:
- Одновременно с Mateus были запущены ещё три бренда: Cambriz, Vila Real Branco и Granado Tinto. Ни один из них не выдержал испытания временем.
- Португальцы относятся к Mateus rosé с лёгкой иронией, хотя его рыночная квота составляет около половины всех продающихся в стране розовых вин.
- В Лиссабоне теперь есть одноимённый отель Mateus Rosé.