Вино я пробовала и раньше, но было интересно посмотреть эту бутылку-декантер Мартина Бересатеги в действии, слишком уж неоднозначные мнения я о ней слышала.
Аромат начинает ощущаться сразу же после открытия бутылки, прямо из горлышка. Насыщенно фруктовый с оттенком подвяленных фруктов.
Разливаю, внимательно наблюдая за дном. «Глу-глу-глу» – отчетливо раздается после восстановления бутылки в вертикальное положение.
Темно-бордового цвета. В аромате черные фрукты – ежевика, чернослив, смородина и еще другие ягоды, названий которых я не знаю.
Подтверждаются также и нотки подвяленных фруктов. В какой-то момент повеяло цветами, но тут же исчезло. А еще земля, чернила и дымок, все это приправленное специями (гвоздикой и мускатным орехом). Вино очень сочное, уверенное в себе, хорошо структурированное и текстурное. Мышцы там где надо, но без избытка. В конце особо порадовало: появились нотки вишневых косточек и черного шоколада. Послевкусие долгое и бархатное.
Ассамбляж вина составляют почти в равных пропорциях Торига Насионал, Торига Франка и виногорад со старых лоз из Дору Супериор. Выдерживалось частично в дубовых барриках в течение 18 месяцев (40%), частично в чанах из нержавеющей стали, чтобы не перегрузить вино бочкой. Алкоголь 14% об. Энолог: Криштиану Ван Зеллер.
Возвращаясь к бутылке. По идее создателя бутылки, названной в его честь Системой Мартина Бересатеги, осадок, содержащийся в вине будет сосредотачиваться и задерживаться на дне, благодаря его особому строению, не попадая в бокал при налитии. Возможно, это работает, но мне кажется, при соблюдении некоторых дополнительных условий. Если после каждого налития (исключим тот случай, когда бутылка разливается полностью на несколько человек) возвращать бутылку в вертикальное положение, то вино с осадком все-таки перемешиваются. Вывод: желательно держать ее в наклонном положении, соблюдая при этом сторону наклона. В самом конце, когда вина в бутылке остается уже очень мало, часть с осадком «отрывается» от основной массы, оставаясь в части двойного дна. В бокалах осадка не было, факт. А вылитые в раковину остатки вина из донышка осадок все-таки содержали.
Мартин Бересатеги – испанский, а точнее баскский (язык сломаешь, пока выговоришь), шеф-повар, коллекционирующий мишленовские звезды. Он разработал систему имени себя и представил ее винному миру в 2010 году.
На мой взгляд, такая бутылка все-равно не заменяет декантер, поскольку не выполняет функцию аэрации вина.
Португальский Дом Barão de Vilar, производящий портвейны и вина Douro DOC, не замедлил приобрести новаторскую бутылку для своего вина верхней линейки – ZOM Colecção 2008 года (соответствует уровню Grande Reserva), объясняя это тем, что вино не подвергалось фильтрации и, соответственно, образование осадка в нем вполне ожидаемо. Удобства ли ради или важности для, но бутылка смотриться эффектно, хотя и немного странно. Вино стоит 28 евро, интересно, какая доля в цене приходится на бутылку?